Козловые краны: устройство и применение

Там, где погрузочно-разгрузочные или объемные монтажные работы осуществляются на больших открытых площадках, находят свое применение козловые краны. Козловой кран представляет собой разновидность мостового крана, установленного на опоры.

Устройство козлового крана

Основные части козлового крана – это мост, по которому перемещается грузовая тележка, и опоры. Каждая опора крана состоит из одной или двух стоек, оканчивающихся колесами, и передвигается по рельсовому пути.

Мост козлового крана может иметь вылеты за пределы опор (консоли), может быть однобалочным или двухбалочным. На грузовой тележке может быть установлен тельфер с крюком, магнит или специальные захваты.

В результате устройство козловых мостовых кранов позволяет выполнять перемещение грузов в трех основных направлениях: вертикальном (обеспечиваемом тельфером), параллельном мосту (обеспечиваемом грузовой тележкой) и перпендикулярном мосту (обеспечивается перемещением всего крана в целом).

Балочная конструкция козлового крана рассчитана на равномерное распределение нагрузки, обеспечивает высокую устойчивость грузоподъемного оборудования и минимизирует риск опрокидывания крана.

Основные узлы и фрагменты конструкции козлового крана

К числу основных частей конструкции козловых кранов относят:

  • мост,
  • грузовую тележку,
  • две опоры,
  • платформы для перемещения опор по крановому пути,
  • грузоподъемный механизм,
  • механизм перемещения грузовой тележки,
  • механизм перемещения крана.

Мостовой пролет может состоять из одной или двух балок. Число балок зависит от грузоподъемности крана – при планируемой массе рабочего груза выше 10 т применяется двухбалочная конструкция. Мостовой пролет больших кранов собирается обычно из ферм, что обеспечивает высокую прочность и устойчивость конструкции при относительно небольшой собственной массе и технологичности сборки.

У козловых кранов общего назначения мостовые балки имеют трубчатое или коробчатое сечение.

Чаще всего на козловые краны устанавливают подвесные тележки:

  • монорельсовые, к недостаткам которых относятся неустойчивость тележки и кабины и большую нагрузку на монорельс, вызывающую его ускоренный износ,
  • двухрельсовые, имеющие более сложную конструкцию и по этой причине несколько меньшую надежность.

Кроме того, редко встречаются канатные грузовые тележки, имеющие ряд недостатков, в том числе быстрый износ каната.

Иногда тележки передвигаются по специальным направляющим, закрепленным к нижним поясам моста.

У небольших козловых кранов с однобалочным мостом в качестве тележки может применяться обычный тельфер.

Характеристики и преимущества козловых кранов

Основное преимущество козловых кранов перед мостовыми опорными и подвесными кранами обусловлено общим устройством козлового крана и состоит в его большей мобильности. Обычный мостовой кран движется по крановому пути, установленному на специальных опорах или перекрытиях здания. Козловой кран может охватить гораздо большую открытую площадь, причем для установки кранового пути не нужны специальные опоры. Итак к преимуществам козловых кранов можно отнести:

  • большую мобильность,
  • возможность работы на больших открытых площадках,
  • большую грузоподъемность (до 400 т),
  • большую высоту подъема груза (до 30 м),
  • высокую прочность и надежность крана.

Работать козловой кран может при широком диапазоне температур: от – 40 до + 40 градусов. Скорость его перемещения довольно высокая – до 30 м/мин.

Назначение козлового крана предопределено устройством его конструкции – это масштабные работы на открытых площадках.

Козловой кран может комплектоваться различными дополнительными устройствами и механизмами, зависящими от условий его будущей работы, и требований заказчика, поэтому у конкретной модели козлового крана цена может варьироваться в значительных пределах.