Покраска кранов: нюансы и особенности процедуры, используемые материалы, этапы

Покраска кранов – операция, проводимая не только для красоты. Она делает конструкции крана более заметными во время работы, повышая безопасность и эффективность труда, а также сохраняет металлические части от вредного воздействия среды, продлевая срок эксплуатации крана. Поэтому кран нельзя покрасить в любой понравившийся цвет первой попавшейся краской – существуют достаточно четкие указания в ГОСТах и других нормативных документах.

Подготовительные работы к покраске кранов

Покраска осуществляется в первый раз еще при изготовлении крана – производителем. В дальнейшем красить кран приходится на месте работы. Но последовательность основных этапов подготовки при этом практически не меняется. Чтобы подготовить кран к покраске, необходимо:

  • очистить конструкции крана от загрязнений – пыли, грязи, потеков масла и др.,

  • снять предыдущее лакокрасочное покрытие (механическим или химическим способом),

  • удалить наслоения ржавчины и все следы коррозии,

  • обезжирить поверхности, подвергаемые покраске,

  • загрунтовать окрашиваемые поверхности.

Все подготовительные работы проводят либо в помещении, либо, если кран установлен на открытой площадке, в теплое время года (при плюсовой температуре) в сухую солнечную погоду.

Допустимая цветовая гамма

Поскольку окраска конструкций крана имеет важное значение для безопасности работы, выбор цветов регламентируется нормативами. ГОСТ 1156-71 устанавливает необходимость соответствия окраски кранов требованиям технической эстетики, а рекомендации специальных организаций, занимающихся разработкой грузоподъемного и строительного оборудования («Вниистройдормаш», «Внииптмаш») дают более детальные предписания.

В частности, основание крана предлагается красить в темные цвета, а другие части (например, стрелы башенных кранов) – в желтый или светло-красный цвет. Эти рекомендации касаются башенных кранов, но мостовые краны также красят в соответствующие цвета – желтый и красный.

Выступающие или те части, которые представляют повышенную опасность (крюковая подвеска, поворотные платформы, кабина оператора, выносные опоры и ограждения) должны окрашиваться в виде «зебры», т.е. чередованием черных и белых (либо желтых) полос, имеющих ширину 100 мм (для некоторых конструкций допускается окраска красными и белыми полосами). Полосы должны иметь наклон в 45 градусов. Такая окраска обеспечивает лучшую заметность наиболее опасных движущихся частей крана и повышенную безопасность работы обслуживающего персонала и сотрудников рабочей зоны.

Покраска мостового крана

Три главные причины, предопределяющие необходимость покраски мостового крана – это:

  • обеспечение безопасности рабочих, которые должны хорошо видеть движущийся мост крана и грузовую тележку с крюком (или другим грузозахватом),

  • защита металлоконструкций крана от коррозии, т.е. важность изолирования металла от воздействия влаги, кислорода воздуха и других агрессивных веществ (кислот и щелочей на химических производствах),

  • красивый и ухоженный внешний вид механизма поднимает настроение рабочих и стимулирует их к соблюдению чистоты и порядка на производстве, т.е. поддерживает высокий уровень производительности труда и культуры производства.

Кран чаще всего является крупногабаритным механизмом, основные узлы и элементы конструкции которого располагаются на значительной высоте, и хотя мостовой кран должен иметь специальные трапы и площадки для регулярного осмотра и обслуживания основных механизмов и конструкции, его покраска представляет собой определенную сложность, поэтому может производиться не только самостоятельно, но и с привлечением специалистов.

покраска мостового крана

Технология покраски мостового крана

На производство кран, как правило, поставляется уже окрашенным. Зачем же проводить покраску крана? Дело в том, что с течением времени лако-красочное покрытие теряет свою целостность и перестает выполнять предусмотренные производителем функции. Поэтому покрытие необходимо обновлять с определенной периодичностью (например, раз в 2 года или чаще).

Перед собственно окраской проводят подготовительные работы (очистку, снятие старого покрытия, обезжиривание, грунтовку и т.д.), после чего проводится окрашивание подготовленных поверхностей.

Мостовой кран – очень крупная машина, с большой площадью поверхности, поэтому окрашивание кистью или валиком слишком неэффективно. Для покраски кран-балки чаще применяют краскопульты и компрессоры. Производительность краскопульта в 5-10 раз выше, чем кисти. Покрытие получается более ровным, без следов волосков (характерных для окрашивания кистью). Единственный недостаток краскопульта – большие потери краски (на 40-70 % выше, чем при окрашивании кистью), обусловленные тем, что часть мелких капель краски, формирующих факел, оседает в стороне от окрашиваемой поверхности. Для экономии ЛКМ применяют краскопульты с низким давлением, но они требуют большей квалификации работника.

Покрытие наносят в 2-3 слоя с промежуточной сушкой, продолжительность которой зависит от свойств краски или эмали. Каждый слой должен быть равномерным и тонким, без потеков и пропусков. Сначала наносят основной цвет, затем в необходимых местах контрастные полоски с помощью специальных трафаретов.

Сколько стоит покрасить мостовой кран?

Стоимость покраски металлоконструкций кранов зависит от объема и сложности покрасочных работ, складывающейся на основе учета ряда факторов:

  • размеры крана (определяющие площадь окрашивания),

  • местоположение механизма (в цеху, на открытой площадке и т.д.),

  • состояние ЛКП крана, степень загрязненности и коррозии,

  • срочность покрасочных работ,

  • количество требуемых материалов (зависит от площади поверхности, ее конфигурации и состояния).

В каждом конкретном случае на стоимость покраски крана могут влиять и другие факторы. Например, проводятся работы своими силами, или нанимается специальная бригада. Покраска своими силами может оказаться ненамного дешевле, если учесть необходимость покупки ЛКМ, краскопультов, отвлечение рабочих от основной работы, а также в некоторых случаях необходимость повторного окрашивания из-за дефектов, допущенных по причине низкой квалификации работников в данном виде работ.

Почему необходимо менять покрытие

Лако-красочное покрытие крана с течением времени разрушается. На это влияет действие света (особенно солнечного на открытых площадках), температурные перепады, влияние атмосферы (кислорода), повреждение покрытия механическим путем (царапины, удары, скольжение тросов, касание рук и ног работников и т.п.), влияние влаги и агрессивных материалов, применяемых на производстве.

покраска грузоподъемного крана

В итоге, красочное покрытие работающей машины постепенно разрушается – царапается, трескается, отслаивается – и обнажившиеся металлические участки подвергаются коррозии. Чтобы этого не происходило, покрытие необходимо периодически восстанавливать. Обычно это необходимо делать не реже, чем раз в 2 года.

На необходимость покраски крана может повлиять внеочередной ремонт, или произошедшая в зоне его работы аварийная ситуация (пожар, разрушение части крыши и т.п.), а также произведенная модернизация грузоподъемного оборудования или другие факторы.

Чем покрасить грузоподъемный кран

Конструкции и оборудование кранов красят самыми различными красками и эмалями. Качества и свойства ЛКМ определяется ГОСТ 6465-76. Ключевыми для покраски кранов являются следующие характеристики ЛКМ:

  • атмосферостойкость,

  • защита от коррозии,

  • термостойкость,

  • устойчивость к свету (и особенно УФ),

  • влагостойкость.

Последние 2 характеристики особенно важны для кранов, эксплуатируемых на открытых площадках. Хорошим уровнем данных показателей обладают масляные краски, глифталевые и пентафталевые эмали, нитроэмали, фенолформальдегидные, перхлорвиниловые и поливинилхлоридные эмали.

Они образуют эластичное, твердое, атмосфероустойчивое глянцевое (кроме ХВ) покрытие, устойчивое к механическим повреждениям. ХВ-эмали отличаются высокой стойкостью к кислотам, щелочам, маслам и другим агрессивным жидкостям и газам, но низкой термостойкостью.

Для лучшей защиты от коррозии необходимо применять эмали и краски со специальными антикоррозийными добавками.

Предупредительной раскраской покрываются следующие элементы:

  • Предупредительная раскраска крюковой подвескидетали крюковой подвески,
  • кабина оператора,

  • движущиеся и поворотные платформы,

  • выносные элементы и ограждения (трапы, перила и т.п.).

Чем покрасить козловой кран?

Козловые краны чаще всего устанавливаются на открытых площадках, поэтому при покраске крана козлового должны применяться ЛКМ с лучшими показателями атмосферостойкости, влагостойкости и устойчивости к УФ-излучению. Лучше всего показывают себя ПФ, ФЛ, ХВ, нитроэмали. Они легко выдерживают атмосферные воздействия, конструкции, обработанные ими, могут эксплуатироваться во влажных условиях тропиков и приморских районов.

Перед покраской козловых кранов проводят подготовку, включающую в себя обязательную обработку, тщательную грунтовку и окрашивание в несколько слоев.

покраска козлового крана

Процесс покраски включает в себя следующие операции:

  • очистку конструкций от загрязнений,

  • удаление прежнего слоя ЛКП,

  • тщательное удаление следов коррозии и обработку антикоррозийными средствами,

  • обязательную грунтовку,

  • нанесение основного слоя эмали (лучше в несколько слоев),

  • маркировку опасных частей конструкции.

Окраска и маркировка кранов

Маркировка крана осуществляется на предприятии-изготовителе, в точном соответствии с предписаниями ГОСТ на этот тип крана. Маркировка включает наименование или товарный знак производителя, название или марку крана, серийный номер крана по системе идентификации изготовителя, дату выпуска крана и номер ГОСТа на данный тип крана, а также грузоподъемность. Указанные данные наносятся на металлическую табличку, защищенную от коррозии и укрепленную на кране и на грузовой тележке (или тельфере).

Какие виды краски для кранов бывают?

Для покраски кранов применяются атмосферо- и влагостойкие ЛКМ – ранее применялись масляные краски, но теперь они в большинстве случаев заменяются на более стойкие и быстросохнущие нитроэмали, пентафталевые и глифталевые эмали.

Для кранов, установленных на открытых площадках (в т.ч. козловых кранов) используются фенолформальдегидные и перхлорвиниловые эмали, которые имеют большую стойкость к влаге и агрессивным воздействиям.

Краны, эксплуатируемые внутри помещений, могут окрашиваться и другими красками – например, эмалью МЛ (меламиновой). Для таких эмалей требуется сушильная камера. Время высыхания при температуре 100-135 градусов составляет 0,5 часа. При больших габаритах крана или невозможности его снятия для покраски сушка может производиться при комнатной температуре, но ее время сильно возрастет – может потребоваться до 7 часов и более.