Подкрановые пути мостовых кранов – это конструкция, на которой по рельсам перемещается грузоподъемный механизм. Говоря иначе, этот механизм представляет собой рельсы, уложенные на несущие опорные элементы – сварные конструкции, швеллера моста или двутавровые балки.
Подкрановые пути мостовых кранов имеют следующие конструктивные элементы:
- рельсовое полотно, прикрепленное к подкрановым балкам из сварного металлопрофиля;
- стальные вертикальные костыли, низкомодульные пружинно-прокладочные устройства;
- упорно-направляющие блоки.
Подкрановый путь кран-балки может отличаться по принципу выполнения:
- опорный – при установке опорного пути на балочные пролеты, нагрузка от которых идет на колонны здания или специально установленные эстакады. Такой тип путей применяется в случае, если мостовой кран перевозит большие грузы и проектируется как однопролетный;
- подвесной – при закреплении подкранового механизма к потолочным перекрытиям промышленного здания. Может содержать несколько пролетов и рассчитан на работу менее грузоподъемных электроталей и кран-балок.
Подкрановый путь мостового крана должен отвечать требованиям норм ГОСТ 25546—82, так как оборудование испытывает постоянные интенсивные нагрузки и должны исправно функционировать в напряженных условиях промышленных зон, например на:
- металлургических и строительных предприятиях;
- складских помещениях и транспортных узлах при разгрузочно-погрузочных работах;
- для перемещения грузов или узлов, имеющих крупные габариты;
- для ввода в эксплуатацию промышленных объектов.
Подкрановые рельсовые пути мостового крана могут проектироваться как в типовом, так и в индивидуальном порядке проектными организациями, имеющими разрешение на проектирование помещений промышленного предназначения с монтажом на их территории грузоподъемных механизмов.
В проектно-строительной документации и привязке к объекту указываются нормативные отклонения прокладываемых подкрановых рельс или указание на регулирующие этот момент технические условия.
Сборка и установка механизма происходит поэтапно:
- Инженерно-технологический мониторинг здания или открытой промышленной площадки – фундамента, несущих колонн, пролетов между фермами, где планируется установка мостового крана.
- Производство конструкции из металлопроката и предмонтажные работы с элементами конструкции для минимизации сроков сборки на объекте.
- Создание проекта привязки к промышленному объекту и его конструктивным элементам.
- Транспортировка и монтаж конструкции по согласованию с заказчиком сроков доставки и состояния промплощадки для проведения работ с соблюдением требований нормативной документации.
- Монтаж подкрановых путей мостовых кранов и сдача в эксплуатацию логически завершаются рабочими испытаниями оборудования как в статике, так и в динамике, а по итогам монтажное предприятие и заказчик подписывают акты сдачи-приемки механизма.
Работы по техническому обслуживанию подкрановых путей мостовых кранов выполняются регулярно и подразумевают:
- посменный мониторинг техперсоналом состояния колеи;
- обязательную ежемесячную нивелировку рельсового оборудования мостового крана;
- осмотр концевых упоров, на которые приходятся околопредельные нагрузки.
Эксплуатация рельсовых реек связана с масштабными нагрузками на оборудование и высокой изнашиваемостью грузоподъемника и подкрановой системы, в связи с чем может возникнуть потребность в ремонте: нивелировке, реконструкции или реставрации колеи, по которой перемещается кран-грузоподъемник.
Самостоятельный ремонт или неквалифицированное обслуживание путевого оборудования может повлечь за собой производственные аварии, что выразится в материальном ущербе для кранового механизма, перемещаемых им грузов, а также в производственном травматизме сотрудников промышленного предприятия.
Подобная серьезность вопроса требует особого внимания к подкрановым системам, проведению ремонтных работ и сервисного обслуживания механизмов только силами профильных организаций.